В последнее время часто сталкиваюсь с вопросом о том, как правильно структурировать цепочку поставок, особенно для металлургических изделий. Вроде бы всё просто – поставщик сырья, производитель, дистрибьютор, конечный потребитель. Но на практике все гораздо сложнее. Эта статья – скорее размышления, набор наблюдений, основанных на личном опыте работы с цепочками поставок и, в частности, с поставками легированной стали. Попытаюсь поделиться тем, что понимаю сейчас, и что раньше казалось очевидным.
Вопрос о количестве звеньев в цепочке поставок кажется простым, но ответ, как правило, неоднозначен. В идеальной схеме, да, можно выделить четкий набор ролей. Однако, реальность часто гораздо сложнее. Например, сам поставщик сырья может быть не просто поставщиком, а ещё и посредником, который покупает металл у крупного производителя и продает его мелким потребителям. Тогда у вас получается несколько звеньев в одном.
Проблема в том, что границы этих звеньев размыты. Кто является независимым участником, а кто – лишь частью логистической цепочки? Если компания, занимающаяся транспортировкой металла, также оказывает услуги по складированию и сертификации, является ли она просто логистом или имеет право считаться отдельным звеньем?
Иногда приходится учитывать даже более мелкие участки, например, компании, занимающиеся обработкой металла по специальным требованиям, или небольшие ремонтные мастерские, которые используют детали, полученные через цепочку поставок. Тогда количество звеньев может легко перевалить за десяток.
Количество звеньев, безусловно, зависит от многих факторов. Во-первых, это сложность продукта. Для простых изделий, например, стандартных крепежных элементов, цепочка поставок может быть короткой – производитель - дистрибьютор - потребитель. Но для специализированной легированной стали, как в случае с ООО Синхуа Дунчан Легированная Сталь, она часто намного длиннее и включает в себя больше этапов.
Во-вторых, географическое положение. Если производство находится далеко от потребителя, то в цепочке поставок обязательно появятся дополнительные звенья – перевозчики, таможенные брокеры, складские комплексы. Например, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда нам нужно доставлять сталь из Китая, а затем перераспределять ее по России. Это добавляет еще несколько этапов и, соответственно, звеньев.
В-третьих, требования к качеству и сертификации. Чем выше требования, тем больше контроля и, следовательно, больше звеньев, участвующих в проверке и подтверждении качества продукции. Это может включать в себя независимые лаборатории, сертифицирующих органы и т.д.
Недавно мы работали с компанией, которая поставляла сталь для судостроения. Посчитав все звенья, включая поставщика сырья (металлургический завод в Китае), транспортную компанию, таможенного брокера, склада в порту, компанию, занимающуюся сертификацией и, наконец, конечного заказчика (судостроительную верфь), мы пришли к выводу, что в этой цепочке поставок насчитывалось не менее 12 звеньев! И это без учета дополнительных посредников и услуг, предоставляемых по пути.
Самым сложным этапом оказался таможенный контроль. Все эти проверки, оформления документов, ожидание результатов – всё это существенно увеличивало время доставки и повышало риски. Именно поэтому мы постоянно ищем способы оптимизации логистических процессов и сокращения числа звеньев, не в ущерб качеству.
Например, ООО Синхуа Дунчан Легированная Сталь активно работает над установлением прямых контактов с потребителями, чтобы исключить посредников и упростить логистику. В рамках этого проекта, мы сотрудничаем с несколькими судостроительными компаниями напрямую, минуя традиционные каналы сбыта.
Одна из самых больших проблем в сложных цепочках поставок – это отсутствие прозрачности. Сложно отслеживать перемещение товара, контролировать качество на каждом этапе и выявлять потенциальные риски. Вся информация часто разрознена и хранится у разных участников, что затрудняет принятие решений.
Мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда поставщик не мог предоставить точные данные о запасах или сроках поставки, а сертификаты качества были недействительны. Это приводило к задержкам в производстве, финансовым потерям и потере доверия со стороны клиентов.
Для решения этой проблемы мы активно внедряем системы электронного документооборота и отслеживания грузов. Это позволяет нам получить полную картину происходящего и оперативно реагировать на любые изменения.
Несмотря на сложность и многогранность, стремление к оптимизации цепочки поставок – это неизбежный процесс. Сокращение числа звеньев, повышение прозрачности, автоматизация процессов – всё это позволяет снизить затраты, повысить эффективность и минимизировать риски.
Важно понимать, что оптимизация – это не одноразовое мероприятие, а непрерывный процесс. Необходимо постоянно анализировать цепочку поставок, выявлять узкие места и искать способы их устранения. И, конечно, важно учитывать специфику конкретного продукта и потребности клиентов.
В ООО Синхуа Дунчан Легированная Сталь мы регулярно проводим аудит цепочки поставок, анализируем данные о затратах и сроках доставки, и внедряем новые технологии для повышения эффективности. Это позволяет нам оставаться конкурентоспособными на рынке и обеспечивать высокое качество продукции по оптимальным ценам.